Регистрация Вход RSS
 
 
 


FL Studio

 
 
 
 
 
  Главная » Школа FL » Музыкальное образование  
     
 
распечатать

Урок 8 - Аккорды, трезвучия

Аккорд — сочетание трех звуков и более, расположенных по терциям. Аккорд, состоящий из трех звуков, называется трезвучие.

Аккорд строится всегда от нижнего звука вверх.

Трезвучия бывают четырех видов:

  • мажорное трезвучие, или большое, состоит из б.3 + м.З (рис. 1.31);
  • минорное трезвучие, или малое, состоит из м.З + б.З (рис. 1.32);
  • увеличенное трезвучие состоит из б.З + б.З (рис. 1.33);
  • уменьшенное трезвучие состоит из м.З + м.З (рис. 1.34).

Рис. 1.31. Мажорное трезвучие


Рис. 1.32. Минорное трезвучие


Рис. 1.33. Увеличенное трезвучие


Рис. 1.34. Уменьшенное трезвучие

Если звуки трезвучия или любого другого аккорда расположены по терциям, такой вид аккорда называется основным. Нижний звук трезвучия в основном виде называется примой, средний терцией и верхний квинтой. Трезвучия, так же как интервалы, имеют обращения, которые получаются от переноса нижнего звука на октаву вверх. У любого трезвучия есть два обращения. Первое обращение называется секстаккордом, второе — квартсекстаккордом (рис. 1.35).

Рис. 1.35. Обращения трезвучий

Трезвучия, построенные на I, IV и V ступенях мажора и минора, называются главными трезвучиями и имеют свои самостоятельные названия (рис. 1.36):

  • трезвучие I ступени — тоническое (Т);
  • трезвучие IV ступени — субдоминантовое (S);
  • трезвучие V ступени -- доминантовое (D).

В миноре трезвучия обозначаются маленькими буквами -- t, s, d.

Рис. 1.36. Главные трезвучия

Трезвучия, построенные на всех остальных ступенях мажора и минора, называются побочными (рис. 1.37).

Рис. 1.37. Побочные трезвучия

Приведенные примеры главных и побочных ступеней, как вы заметили, относятся к натуральному мажору и натуральному минору. В других видах мажора и минора появятся случайные знаки.

Буквенное обозначение трезвучий состоит из двух элементов, латинской буквы, обозначающей ступень, на которой строится трезвучие, и в случае с минором — маленькой латинской буквы m. Например: До мажор — С, Ре минор — Dm.

Аккорды, состоящие из четырех звуков, расположенных по терциям, называются септаккордами. Существует всего семь основных видов септаккордов (табл. 1.2), (рис. 1.38-1.44).

Таблица 1.2. Септаккорды






Название септаккорда

Буквенно-цифровое обозначение от звука До



Большой мажорный

С maj 7



Малый мажорный (доминантсептаккорд)

С7



Большой минорный

Ст7+, Ст7#



Малый минорный

Ст7



Увеличенный

Caug7, C7+5+, С7#5#



Полууменьшенный

Ст7-5, Ст7Ь5,



Уменьшенный

Cdim, CO






 

Рис. 1.38. Большой мажерный септаккордер

Рис. 1.39. Малый мажорный септаккорд

Рис. 1.40. Большой минорный септаккорд


Рис. 1.41. Малый минорный септаккорд

Рис. 1.42. Увеличенный септаккорд


Рис. 1.43. Полууменьшенный септаккорд

Рис. 1.44. Уменьшенный септаккорд

Септаккорды, так же как и трезвучия, имеют обращения. Каждый септаккорд имеет три обращения (рис. 1.45):

  • квинтсекстаккорд — обозначается (5/б);
  • терцквартаккорд — обозначается (3/4);
  • секундаккорд — обозначается (2).

Рис. 1.45. Обращения септаккордов

Аккорд, который состоит из пяти звуков, расположенных по терциям, называется нонаккордом. Наибольшее распространение получили нонаккорды двух видов (рис. 1.46):

3 большой доминантнонаккорд — обозначается (д); Я малый доминантнонаккорд — обозначается (ьд).

Рис. 1.46. Нонаккорды

Но, в принципе, нонаккорды могут строиться от любого вида септаккорда путем добавления к нему терции.

Кроме вышеперечисленных аккордов, в музыкальной практике применяется и множество других. Например, аккорды, в которых вместо терции применена квинта (от основного тона). Такие аккорды обозначаются приставкой SUS4:

  • SUS4 (sus-аккорды) (рис. 1.47) или септаккорды — C7SUS4 (рис. 1.48).

Рис. 1.47. Аккорды с квинтой

Рис. 1.48. Септаккорды с квинтой

Применяются также аккорды с добавленными ступенями (обозначение add) и аккорды с пропущенными ступенями (omni).

Например, Cadd9, C7omni5 (рис. 1.49).

Рис. 1.49. Аккорды с пропущенными ступенями

Существуют так же альтерированные аккорды, т. е. аккорды с хроматически измененными ступенями. Это очень просто: достаточно повысить или понизить любую (кроме примы и терции) ступень аккорда, и вы получите новый, альтерированный аккорд. Повышение аккорда обозначается знаком "+" или "#". понижение — знаком "-" или "b". Например, C7-57b5) (рис- 1-50) или С9+59#5) (Рис. 1.51).

Рис. 1.50. Септаккорды с пониженными ступенями

Рис. 1.51. Септаккорды с повышенными ступенями

Септаккорды могут усложняться и далее, по терциям, вплоть до квинты через октаву: С11 С13 (рис. 1.52).

Рис. 1.52. Усложненные аккорды

Все эти аккорды тоже могут альтерироваться, к ним могут прибавляться или вычитаться любые ступени по тому же принципу, что и с септаккордами.

Перечень применяемых аккордов можно продолжать до бесконечности, но это тема отдельной книги. Уместно будет рассказать еще о некоторых способах образования аккордов. Аккорды могут быть построены не только по терциям, но и по квартам (квартаккорды), квинтам и другим интервалам. Например, квартаккорды (рис. 1.53).

Рис. 1.53. Квартаккорды

Существует группа аккордов, называемых полиаккордами. Полиаккорд — это комбинация двух или более аккордов, чаще применяются сочетания двух аккордов, например сочетание С и А, С и Gm и т. д. (рис. 1.54).

Рис. 1.54. Полиаккорды

В музыкальной практике часто применяются аккорды, относящиеся к "сонорному" типу. Сонорный аккорд — это аккорд, построенный "без правил", иначе говоря, это случайное сочетание любого количества звуков, преследующее создание определенного звукового эффекта (рис. 1.55).

Рис. 1.55. Аккорды сонорного типа

Музыкальное образование - Уникальных просмотров: 42454  
Реклама
0   Спам
1 chikapush   (10.09.2009 23:09)
Те кто дошёл до этого урока: вы всё ещё что-нибудь понимаете из написанного?
Единственное что меня утешило - существование понятия "сонорный аккорд" :))

0   Спам
11 Jango-Fruit   (17.10.2010 11:39)
Да здесь все понятно)) по крайней мере для меня)

+1   Спам
2 maria   (07.11.2009 17:04)
ничего не поняла!!! кто нить может объяснить мне буквенное обозначение?

+6   Спам
3 Дмитрий   (02.01.2010 19:28)
maria, буквенное обозначение:
С - до
D - ре
E - ми
F - фа
G - соль
А - ля
H(В) - си

+4   Спам
4 DENKILLER1   (23.01.2010 21:51)
Я почти закончил муз.школу по классу скрипка,выступал в образ.школах, на выступлениях,в 16 лет бросил,очень хорошо играл,это было 15 лет назад. И то я сечас с трудом вспоминаю некоторые вещи. Да,несомненно,кто 1-раз всю эту кухню видит очень тяжело изучить. Но если выучите,это придаст огромный потенциал в создании музыки,т.е. у вас будет огромный козырь,ну не джокер,но козырный туз точно:-) Да, но и талант,фантазия,терпение тоже не на последнем месте. А самое главное- это слух!

0   Спам
5 Never_OFF   (03.03.2010 04:43)
Я думаю, что выучить это несложно, сложно понять) Я считаю, чтобы это всё понять должен быть хоть какой-то опыт игры на муз.инструменте. Вот например я, прежде чем это всё понять, три года на гитаре проиграл

+1   Спам
6 Green-DZR   (21.03.2010 11:38)
Спасибо за статью.. в голове порядок навел... а то давно тоже это было (музыкальная школа)..
А новичкам могу сказать, что не все кто музыкалку закончил понимают что это.. кто-то никогда не поймет.. Как кто-то уже говорил здесь - главное терпение и ОГРОМНОЕ желание.. и все будет ;)

Кстати 'B' не равно 'H'.. 'B' в оригинале - это си-бемоль, исторически так сложилось...


0   Спам
12 Jango-Fruit   (17.10.2010 11:41)
Кстати В - это американское обозначение Н, то есть Си

0   Спам
7 Doubleyou   (26.03.2010 18:14)
Небольшую ошибку заметил в самам начале. Уменьшенное трезвучие состоит из м.З + м.З, то есть двух малых терций (а не м.З + б.З, как там написано).

+1   Спам
8 Алехандро   (13.05.2010 08:18)
Чтобы это всё понять, надо хорошо знать интервалы. А дальше - садишься за инструмент и разбираешься понемногу))

0   Спам
9 kislorog   (05.08.2010 16:35)
ходил как-то в гитарную школу, и была у нас теория музыки, где нам вот это вот втюхивали - и надо сказать, теоретически понимаю всё, только вот на практике как-то не получается... ну как говорится, чтобы научиться писать музыку, надо писать музыку ;))) всем успехов в освоении этой нелёгкой науки!

+1   Спам
10 MaxSky   (10.09.2010 13:58)
У меня обратная ситуация была: когда я учился в музыкальной школе по классу аккордеон, для меня сольфеджио было самым гнусным предметом, я ненавидел сольфеджио!!!: играл вещи и строил терции, аккорды всякие, обращения, гаммы, чисто интуитивно, а объяснить не мог что есть что...)))) Сейчас я взглянул на это по-другому... это реально СИЛА!!!!

0   Спам
13 Alexuc   (05.10.2013 17:45)
Странные люди! Не имея ни малейшего понятия о музыкальной грамоте хотят, чтобы здесь все было понятно! Купите учебник по элементарной теории музыки Вахромеева, там все расписано для дураков! А сольфеджио было у меня самым любимым предметом, ведь все так просто, когда есть хороший слух. А если слух как у медведя, то лучше всего играть на барабане!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
     
    Объявления  
   
 
       
    Разделы  
   
Мануал FL studio
Уроки FL studio
Видеоуроки FL studio
Статьи об FL studio
Плагины
Музыкальное образование
Статьи для диджеев и сиджеев
Теория и принципы создания музыки
Авторское право
 
       
    Статистика  
    Хостинг от uCoz
Сейчас онлайн: 1
из них - гостей: 1
пользователей: 0
 
       
 
 
  О Портале   Скачать FL Studio  Музыка FL Studio  Семплы  Форум  Обратная связь  
   
  FL-Studio.ru © Использование материалов возможно только с разрешения Администрации и обязательной гиперссылкой на FL-Studio.ru, как источник.