Мелодия: что да как - Теория и принципы создания музыки
 
  Регистрация Вход RSS
 
 
 


FL Studio

 
 
 
 
 
  Главная » Школа FL » Теория и принципы создания музыки  
     
 
распечатать

Мелодия: что да как

Я уже порядочно написал статей по программированию, теперь попробую написать и по музыке. Как-то всё боялся что не хватит умения, но всё же попробую...

При созданий мелодий, я руководствуюсь методом: от общего к частному.

Первое что я создаю это прогрессия. К сожалению, не знаю как будет по-русский. Это основные ноты, костяк мелодий. Создадим четыре ноты: Фа-Си-Ля-Ми (R-U-Y-E). Хочу сразу отметить, что прогрессий могут быть любого размера, не надо ограничиваться только тактом. Также вы можете масштабировать прогрессий (ноты) по горизонтали. Выделите нужные вам ноты и с зажатым Shift'ом двигайте ноты (я как правило, масштабирую на 50% и 200%, т.е. укорачиваю в два раза, либо удлиняю, так же, в два раза, соответственно).

Теперь из этого надо сделать аккорд. Аккорд - несколько одновременно (или почти) звучащих ноты. Три одновременно звучащих ноты - трезвучие. Не будем усложнять жизнь, трезвучие и сделаем. Самый простой вариант сделать ноту в унисон это переместить её на октаву. Выделяем нужну ноту (зажав Ctrl) и нажимаем Ctrl+вверх или Ctrl+вниз для транспозиций ноты в соответствующую сторону. Попробуйте скопировать все ноты, вставить и переместить ноты на октаву (Ctrl+a, Ctrl+c, Ctrl+v, Ctrl-вверх). Быстро и просто.

А теперь задачка посложнее: нажимайте на ноту (таким образом вы собираете её свойства) и вставляйте между двумя прогрессиями, создав таким образом ещё одну. Проблема в том что теперь, чтобы вставить мелодичную ноту, придётся потрудится (т.е. выбрать нужный интервал). Здесь можете поэкспериментировать. На мой взгляд (слух biggrin ), к первой ноте подходят Ля, Ре и До. Вы можете вставить любую, которая вам понравится. И так далее, пока не сделаете третью прогрессию внутри двух.

Вот между двумя прогрессиями, мы вставили третью. Попробуйте её (или её часть) транспонировать вверх или вниз. Смысл ноты не изменится, но окрас будет другим. Другие прогрессий сейчас бесполезно транспонировать на октаву, так как они и были получены таким способом и будут наезжать друг на друга, либо отходить очень далеко.

Забыл отметить, что прогрессий и аккорды строятся исходя из лада который выбрали. Зная лад с которым работаете проще будет строить структуру мелодий в гармоний. В фрутилупсе нет такой функций (а жаль), чтобы показывались ноты определённого лада, а работать с поставленными нотами определённого лада не очень удобно, когда длительность аккордов превышает 8-16 тактов. Поэтому если вы не знаете или не помните, то и фиг с ним, просто делайте на слух.

Вот что получилось у меня:

Получились ноты для длинных инструментов (Pads). На них очень хорошо строить мелодию, так как есть хорошая основа. Создаём новый инструмент (желаетельно с коротким звуком, пианино, флейта, что-то такое точное или похожее). И переходим к его piano roll'у (в этой же партитуре, т.е., по умолчанию, первой). И создавайте короткие ноты(короче прогрессий), где-то половина или четверть такта (ноты меньше будет проблематичнее вам создавать) плавно переходя от сильных нот к сильным (чтобы их увидеть нажмите Alt + V - Ghost Channels). Ещё один инструмент который вам поможет при созаний мелодий это: View Note helpers (Alt + B ) и Detect Scales там же. Не идеал, но очень поможет, просто рисуйте ноты по белым линиям (иногда заезжать на чёрные приходиться, потому как они мелодичнее).

Пока вы учитесь, главное правило будет: чтобы каждая нота с нового такта начиналась с сильной ноты (т.е. заходящей на созданный нами аккорд или транспонированную его версию).

Что ещё важного в ноте кроме нужной высоты? Это ритм. Очень и очень важная штука. Соблюдая ритм вы делаете композицию более "удобоваримой". А создавая свой ритм вы придаёте треку индивидуальность. Посмотрите на ритм в заглавной теме "Пиратов Карибского Моря". В piano roll даже есть инструмент Choper (Ctrl+U)

Исходя из всего выше сказанного у вас должно получится что-то похожее:

Лучше всего когда нота мелодий начинается с сильной ноты (т.е. которая на прогрессий или её траспонированный вариант), потом возможно чтобы просто начинался на аккорде (на любой из нот аккорда) и затем уже, на свой страх и риск, можете попробовать другие ноты (как в 2,5 такте).

Мелодия должна быть зациклена, если она будет повторяться, т.е. последняя нота должна стремиться к первой. Это называется каденцией. Там есть несколько её типов, но этот самый безопасный. Просто делаете в 5 такте первую ноту первого такта (как бы начало следующего цикла) и подбираете последние ноты. Тогда вы будете видеть куда надо стремится.

Есть ещё такой приём, как создание интервала. Здесь показано синенькими нотами где дублирующая мелодия идёт, она гармонична, но не в унисон.

Просто делайте ноты где то на 2-3 полутона выше. Естественно, есть и другие интервалы, ищите их в муз. теорий и пробуйте на слух.

Когда вы будете заканчивать мелодию, нужно будет сделать начало и конец (т.е. вход в мелодию и выход с неё). Как правило Начало занимает пол такта до основной мелодий и столько же конец. Конечно, всё может варьироваться от нужд автора. Смотрим возможное начало:

Конец делается с таким же образом, только в после последнего такта.

Создание арпеджио:

Тот же принцип что и у мелодий (хотьба по аккорду), но с тщательным подбором ритма. Это самое главное в арпеджио - ритм. Также арпеджио может быть восходящим (поднимается и обрывается), нисходящим (спускается и обрывается), волнообразным (спускается и поднимается обратно). На картинке изображён волнообразный арпеджио. Могу заметить, что некоторые ноты можно сделать выскакивающими за аккорд. Опять же, экспериментируйте. Да поможет вам Ctrl+A.

Цельная мелодия (16тактов) сделанная с исползованием этого метода:

P.S.: Итак, что нужно для хорошей мелодий? Прогрессия, аккорд, сама мелодия (возможно с интервалом) и ритм. Первые 3 пункта используются для создания "высоты" ноты, т.е. создания мелодий по вертикали, а последний пункт - ритм используется для создания мелодий по горизонтали. И то, и то очень важно.

P.P.S.: В построений мелодий, есть ещё метод перехода на другую мелодию или нейтральный припев. К сожалению, я ещё не знаю как так сделать, все сделанные мною нейтральные припевы выбиваются из общей канвы. Так что пока работаю над этим.

Используя эти методы вы можете создавать мелодий любой сложности, любой конфигураций. Главное всегда экспериментировать, изучать что-то новое.

Если у вас есть свои методы, предлагайте!

Ang3L

Теория и принципы создания музыки - Уникальных просмотров: 50683  
Реклама
+3   Спам
1 Py6axa   (20.03.2010 16:56)
Весьма полезно, спасибо. ...причём не только для малограмотных. У меня есть товарищ, который имеет классическое музыкальное образование и с легкостью записывает пришедшие ему в голову мелодии на нотную бумагу. Однако принципы работы в окне piano roll FL давались ему с большим трудом...
+ функция нот-призраков очень помогает. Раньше, когда я о ней не знал, часто переключался с паттерна на паттерн, чтобы проверить, что там, да как... А теперь всё наглядно и легко.
Viva современные технологии! Что же будет дальше? Телепатический перенос мелодии из головы сразу в динамики?

0   Спам
2 ZVM   (13.05.2010 21:06)
Я работаю только по принципу "тыка" нотной грамоты не знаю, не знаю как её использовать в фруктах. Но кое какие (для начала) примитивные треки пишу)) Фрукты они и сделаны для людей с большими амбициями в музыки, но не умением играть на инструментах.

0   Спам
3 sevagj   (02.09.2010 17:23)
Можно просто решить, в какой тональности создавать, а потом уж структуру - можно накидать падами, можно басом - мне басом удобнее. Интересней получается, когда сначала сочиняешь мелодию, а уж потом подбираешь басы и т.п.

-2   Спам
4 MaxSky   (10.09.2010 10:10)
Еще есть вариант создания мелодии, когда берутся несколько аккордов, дублируются на октаву и/или на 2 как угодно выше и ниже, а потом все это режется ножиком по диагонали по форме напоминающей пилу только желательно одну и туже ноту не кромсать несколько раз. Потом все лишнее удаляется при помощи быстрого легато и получается виртуозная игра на пианино!!!))))

+4   Спам
6 BmKL1Ft   (11.02.2011 21:03)
и это взято из видео урока Как обмануть муз. теорию tongue

+1   Спам
5 serega28   (24.11.2010 17:47)
спасибо за интересные уроки

0   Спам
7 S-L-A-S-H   (12.03.2012 00:00)
Хорошая информация, потрудился, расписал все подробно.

0   Спам
10 Ang3L   (27.03.2012 18:06)
Спасиб!

0   Спам
8 -_humbucker_-   (13.03.2012 14:34)
Блин, вот это расписал, я мало что понял :-(, но потрудился хорошо.
Прийдёться несколько раз перечитывать biggrin
Мне легче методом научного тыка smile

0   Спам
9 Ang3L   (27.03.2012 18:06)
Я ж картиночки не просто так сделал. wink Они показывают эволюцию от аккорда к мелодий.

Ну а так, что конкретно непонятно? Не может быть всё непонятно.

0   Спам
11 vik12   (28.03.2012 14:23)
уроки очень ценные! просто так нигде не найдеш очень доступно только один вопрос как же можно сначала вибрать тональность в фрукте может проставить артикуляцию в пиано?

0   Спам
12 Ang3L   (07.04.2012 16:24)
Артикуляция доступна только для некоторых инструментов. Поэтому для пиано-ролла это все делается вручную композитором. Он выбирает идею изначально и придерживается её. Чем больше опыта у него, тем легче придерживаться некоей тональности, а не уходить в сторону из-за какой-то интересной последовательности нот. А так: практика, практика и ещё раз практика. wink Как завещал один великий человек.

0   Спам
13 dmitry-st   (14.05.2012 18:12)
Спасибо за уроки, но есть вопросы.
А почему ноты фа-си-ля-ми основные? Как вообще определить основные ноты, которые создают костяк мелодии?

0   Спам
14 Ang3L   (31.05.2012 14:54)
Вопрос интересный! smile Развёрнуто ответить не получится, т.к. это большая тема в музыкальной теорий. Можешь глянуть сюда, может чем-то ещё поможет.

Вариант 1, на слух. Выбираешь любые понравившиеся ноты, которые хорошо звучат вместе. Основных нот мало (4-32), так что перебрать их не составит труда и найти интересную комбинацию.

Вариант 2, более технический. Нужно знать что такое [url=http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%B4_(%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0)]лад[/url]. Вкратце, это такой набор нот в котором все ноты созвучны друг с другом. Соответственно, выбрать лад из имеющихся (в сети куча подобных сервисов, вот один из них - Chord House - Лады Scales, они справа) и выбрать любые понравившиеся ноты из этого лада (они все будут созвучны). Самый стандартный лад - До Мажор - все белые клавиши. На какие бы ты не нажимал белые клавиши пианино, они все будут созвучны, в "ладу" друг с другом.

0   Спам
17 dmitry-st   (28.08.2012 06:19)
Спасибо за помощь :)
Например я выбираю рэ минорный лад и хочу построить от него прогрессию...
Обязательно нужно строить первую ноту этой прогрессии от ноты рэ?
Кстати какой вы лад выбирали на первом рисунке? Фа мажорный или просто мажорный?

0   Спам
19 Ang3L   (02.11.2012 13:36)
1) Нет, конечно. Можно выбрать любую ноту которая входит в этот лад, но Рэ будет самой сильной ("чёткой", образующей, мощной и т.д.).

2) Конкретно в этот период я строил мелодий несколько по-другому (да и сейчас для меня лад не самая главная вещь, хотя и стараюсь придерживаться). Сначала идут несколько одиночных нот (как правило, они идут под монотонные инструменты, типа баса). Потом от них строим аккорды. Аккорд строится либо из готовых шаблонов (4 ноты вверх + 3 ноты вверх - будет мажорный аккорд, 3 + 4 - будет минорный и т.д.), либо по наитию (понадобится много времени для подбора, да и шанс найти аккорд который ещё не придумали практически нулевой). Потом уже слушаем, а как эти аккорды соединяются между собой (насколько они мелодично перетекают друг в друга). Опять же, все эти операций уже поделывали куча людей до этого, т.е. в интернете должна быть информация что вот в этом ладу звучны вот такие аккорды (и в комбинаций которых ты можешь быть на 100% уверен что они будут мелодичны).

0   Спам
15 Demond666   (25.06.2012 12:12)
Очень интересный материал!!

0   Спам
16 Ang3L   (01.07.2012 00:42)
Главное чтоб был полезный! wink Спасиб.

0   Спам
18 ImSnow   (01.10.2012 17:37)
хмм...

0   Спам
20 Ang3L   (19.02.2013 00:31)
Это не совсем верно. При построений мелодий, хоть и больше нот, но также больше вариантов для движения. При построений пада движение более ограниченно, а при построений баса ещё нужно чётко учитывать ритм (без него бас не бас).

0   Спам
23 dmitry-st   (10.10.2013 17:41)
Подскажите.

1)Лучше начинать строить прогрессию с басовых нот (которые являются основанием в аккордах, я так понял?
И от этих басовых нот уже отталкиваться и вертикально вверх выстраивать аккорды, которые входят в заранее выбранный нами лад?

2) И чем руководствоваться при выборе той или иной длинны наших прогрессий (длинны нот в нашем ладу)?

3) Лучше всего начинать создание музыки (uplifting trance) с написания мелодии или все таки с пэдов (аккордов)? А может быть с басов?

Спасибо за внимание! :)

0   Спам
24 Ang3L   (09.01.2014 12:31)
1) Честно, тут уж кому как больше нравится. Но для меня легче так. Иногда я строю аккорды не в лад (точнее автоматически подбирается другой лад) и получаются новые интересные конструкции. Тут как выйдет лучше для самой мелодии. +Я рекомендую частенько экспериментировать и не зацикливаться на правилах.

2) Длинны нот вообще ни от чего не должны зависеть, кроме как настроения и собственных чувств. Для коротких моментов - 2 такта на всё про всё, для оркестра и транса я выбираю от 8 тактов. Если послушать современную попсу - это от 2 до 4 тактов. Реже 8. И уж совсем редко 16 (это в основном был Tiesto).
Длины самих нот чаще всего встречаются: четверти - 4 кубика, восьмые - 2 кубика, шестнадцатые - 1 кубик. Ещё в последнее время входят в моду триоли: это все длины что я привёл умножить на 1.5 (т.е. 1.5 кубика, 3, 6 и т.д.).

3) На мелодию гораздо сложнее наложить бас и пэды. А вот на пэды и бас мелодию наложить просто. И главное, выбор гораздо богаче.

0   Спам
21 vergis13   (01.03.2013 10:38)
Ого- спасибо...

0   Спам
22 vergis13   (01.03.2013 10:40)
буду постигать теперь... интересненько\\\

0   Спам
25 Rapier   (23.10.2016 00:37)
Уважуха за советы....

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
 
     
    Объявления  
   
 
       
    Разделы  
   
Мануал FL studio
Уроки FL studio
Видеоуроки FL studio
Статьи об FL studio
Плагины
Музыкальное образование
Статьи для диджеев и сиджеев
Теория и принципы создания музыки
Авторское право
 
       
    Статистика  
    Хостинг от uCoz
Сейчас онлайн: 19
из них - гостей: 14
пользователей: 5
panchenkoanton , lorraineeh11 , lilayw3 , javierho18 , MalcolmgeofS
 
       
 
 
  О Портале   Скачать FL Studio  Музыка FL Studio  Семплы  Форум  Обратная связь  
   
  FL-Studio.ru © Использование материалов возможно только с разрешения Администрации и обязательной гиперссылкой на FL-Studio.ru, как источник.